Институт древних народов

 
Категории
  Главная
Арии — предки русских
Средиземноморская Русь
Троянская война и походы «народов моря»
Европейские миграции троянцев
Гомер и Россия: точки соприкосновения
Когда ученые «буксуют»
По следам скифских богов
Сыны Геракла
По следам таргитая и его сыновей
Скифы в Азии
Скифское Семиречье
О загадке осевого времени
Сарматы — предки русских и скандинавов
Русские в эпоху великого переселения народов
Про хазар
Русские сказки о нашествии хазар
Русский варяг
 

Триада богов - Тешшуп, Хепат и дитя их Тилла

 



Триада богов - Тешшуп, Хепат и дитя их Тилла

В Аррапхе чтилась триада богов - Тешшуп, Хепат и дитя их Тилла (бугай, корова и телок). Первые двое, как мы установили, вошли в скифский пантеон богов под именами Таги-масада и Апи. Почитание триады (семьи) богов в образе быка, коровы и теленка следует рассматривать как развитие культа бога Тура. Арпоксаис царствовал над траспиями и катиарами. Траспии - это те же тавры (тирсены, турсы). Название "ка-тиары" мы предлагаем читать как "хатты-арии". Хатты - это народ, который населял области центральной Анатолии до прихода туда хеттов. Пришельцы частично вытеснили местное население на юг. Их союз с ариями-митаннийцами и стали называть катиарами. Липоксаис властвовал над авхата-ми- "благородными хаттами" или "истинными хаттами", которые не смешивались с пришлыми этносами. Если мы правы в истолковании имени Липоксаиса, то авхатов следует считать лувийским племенем.

Для исследователей серьезную загадку представляет название племени, которое возглавлял Колоксаис, - паралаты. От безысходности они (в частности, Б.А. Рыбаков) предположили, что это слово надо воспринимать как иранское "парада-ты" - "первенствующие". Одному Богу ведомо, сколько диссертаций использовало эту этимологию, но, подобно большинству иранских параллелей, она не ухватывает первоначального, основного смысла понятия. В главе о скифских богах мы уже упоминали о хеттском празднике Нового года - пурулле. Отмечали его и в стране Митанни. На языке митаннийцев (хур-ритском) это слово означало "храм". Паралаты, следовательно, - это жрецы храма, священническое сословие, хранители культа Солнца. Тут самое время вспомнить о царе паралатов - Коло. Так русские и славяне именовали бога солнца, более поздняя форма его имени - Коляда. Хранители культа Коляды назывались колядунами или просто колдунами. Паралаты - это, по-нашему, колдуны. Колаксаис возглавлял жреческое сословие скифов, и потому священные золотые реликвии достались ему совсем не случайно. По Геродоту, Колаксаис был первым царем Великой Скифии, а "общее название всех скифов, по имени этого царя, было сколоты" - сыны (потомки) царя Коло.

Скифская легенда содержит огромный массив информации о начальной фазе скифской истории. Но она содержит также ключ и к прозрению более поздних этапов их этногенеза. Если скифская общность складывалась при доминирующем влиянии бога Тура (Тарха - Таргитая), то впоследствии его роль перешла уже к богу Коляде (Коло). Изучая ареал распространения его культа, можно проследить путь движения скифов из Малой Азии в южнорусские земли.

 
 
Похожие статьи:

Хеттская форма имени бога солнца Сиват
Хеттская форма имени бога солнца СиватНо вернемся непосредственно к скифам. В ходе нашего мифологического экскурса было выяснено, что богиня Табити арийского происхождения. Культ ее пришел из южнорусских степей в Азию с одной из групп арийских племен, поклонявшихся богине Савит(ри) (скобки отделяют смысловой корень от несущественного в данном случае суффикса).

братья Липоксаис, Арпоксаис и Колаксаис
братья Липоксаис, Арпоксаис и Колаксаис В свете нашей интерпретации братья Липоксаис, Арпоксаис и Колаксаис должны символизировать те народы, которые составили новый (скифский!) союз. Колоксаис, которому достались золотые предметы, олицетворяет народ Арсавы (население, проживавшее на территории позднейшей Лидии и близлежащих к ней областей).

Объяснение имени скифской богини
Объяснение имени скифской богиниПри объяснении имени скифской богини традиционно заменяют "г" на "т" и сближают ее образ с иранской богиней удачи и изобилия Арти. Но это не богиня любви и плодородия. Кроме того, у исследователей нет никаких сведений относительно эротических сторон ее культа. Единственным аргументом в пользу отождествления богинь является созвучие их имен. Но почему тогда вместо Ар ... Читать

История хеттов
История хеттовИстория хеттов восстанавливается благодаря расшифрованным лингвистами глиняным табличкам с ассирийской и хеттской клинописью. В одной из них хеттский царь Мурси-ли II (1339-1306 гг. до н.э.) признается, что прервал военный поход для того, чтобы отпраздновать праздник весеннего равноденствия (Нового года) в "доме хести": "Когда снова пришла весна, я вернулся в Хаттусу (столицу царства ... Читать

От корня "тур"
От корня "тур"А.С. Фаминцын указал, что на территории России существовали многочисленные города и селения, реки, озера с именами, образованными от корня "тур", причем их география простиралась на огромных пространствах от Тобольской (города и селения Тура, Туринск, Нижне- и Верхне-Туринск, приток Тобола - Тура) и Енисейской губерний (город Туру-ханск, приток Енисея - Турухан) до Минской, Киевской ... Читать

2010 Институт древних народов | г.Москва | E-Mail: info@skifus.ru